Print

Требования к бизнес-плану

Структура бизнес-плана:

1. Резюме

2. Описание предприятия и отрасли

3. Описание продукции (услуг)

4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

5. Производственный план

6. Налогообложение.

7. Организационный план

8. Финансовый план

9. Направленность и эффективность проекта

10. Риски и гарантии

11. Приложения

1. Резюме

Резюме — это самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. Резюме — это единственная часть бизнес-плана, которую читают все потенциальные инвесторы. По резюме судят обо всем проекте, поэтому очень важно поместить в резюме краткую и ясную информацию о проекте. Резюме отвечает на основные вопросы инвестора: размер кредита, цели кредита, сроки погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта.

Все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают информацию из резюме и доказывают правильность расчетов.

2. Описание предприятия и отрасли

В данном разделе описываются:

• Общие сведения о предприятии

• Финансово-экономические показатели деятельности предприятия

• Структура управления и кадровый состав

• Направления деятельности, продукция, достижения и перспективы

• Отрасль экономики и ее перспективы

• Партнерские связи и социальная активность

3. Описание продукции (услуг)

Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное представление товара или изделия, произведенных с помощью Вашей технологии. Лучше всего, если это будет натуральный образец, его фотография или рисунок. В бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции.

Примерная структура раздела:

• Наименование продукции (услуги)

• Назначение и область применения

• Краткое описание и основные характеристики

• Конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им

• Патентоспособность и авторские права

• Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции

• Степень готовности к выпуску и реализации продукции

• Наличие сертификата качества на продукцию

• Безопасность и экологичность

• Условия поставки и упаковка

• Гарантии и сервис

• Эксплуатация

• Утилизация после окончания эксплуатации

4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

Информация данного раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для Вашей продукции (услуги). Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом и др. (если это население). Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и другие.

Примерная структура раздела:

• Исследование рынка на наличие спроса на данные услуги.

• Описание конкуренции. Определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон. Анализ возможностей предприятия

• Описание рынка сбыта продукции (услуги)

• Описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления. Полное описание включает в себя: упаковку, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту продажи, предпродажный сервис, продажу, послепродажное обслуживание. Описание канала сбыта продукции (услуги) — магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др.

• Стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей. (Возможные варианты: рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.). Цена и объем сбыта продукции. Анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены.

• SWOT – анализ.

5. Производственный план

В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.

Примерная структура раздела:

• Общие сведения о предприятии

• Описание месторасположения предприятия (во многих случаях определяющий фактор для успеха проекта). Наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта

• Используемая технология и уровень квалификации исполнителей

• Потребность в площадях

• Кадровое обеспечение

• Удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих

• Объем производства

• Расчёт себестоимости

• Расходы на персонал, расходы на персонал включают в себя: затраты на персонал управления (директор, главный инженер, начальник производства, бухгалтера, плановики и т.д.); затраты на производственный персонал (конструкторы, технологи, ремонтные рабочие и т.д.); затраты на прочих сотрудников (сбытовики, кладовщики, охрана).

• Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия . Расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги.

• Смета текущих затрат . В данном подразделе приводятся текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство или, другими словами, издержки производства классифицируются на прямые (переменные, т.е. зависящие пропорционально от изменения объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от изменений объемов производства).

• Уровень постоянных и переменных затрат

• Расчет переменных издержек . К переменным издержкам относятся: затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия, затраты на производственный персонал, затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях)

• Расчет постоянных издержек, к постоянным издержкам относятся: затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия), торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт), административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.)

6. Организационный план

В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта, механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей.

7. Финансовый план

Цель раздела — показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс.

Примерная структура раздела:

• Затраты подготовительного периода

• Затраты текущего (основного) периода

• Расчет поступлений от проекта

• Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга)

• Расчет налоговых платежей

• Другие поступления и выплаты

• Отчет о прибылях и убытках

• Поток реальных денег

• Прогнозный баланс

• NPV, IRR, точка безубыточности, срок окупаемости.

8. Направленность и эффективность проекта

В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта.

9. Риски и гарантии

Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

10. Приложения

Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы:

• подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства, устава и учредительного договора предприятия, имеющиеся лицензии и сертификаты, почетные дипломы и свидетельства, копии материалов прессы о деятельности предприятия, отзывы заказчиков и партнеров по совместной деятельности и т.д.);

• характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения);

• подтверждающие востребованность продукции (материалы маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах, договора, протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции);

• показывающие возможности производства (фотографию предприятия, его ведущих участков, оборудования, копии документов по сертификации производства и др.);

• раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы организационной структуры, механизма реализации проекта, выписки из нормативных документов и др.);

• анализы NPV, IRR, точки безубыточности, сроков окупаемости;

• обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы, и т.д.);

• подтверждающие реальность мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и реальность гарантий возврата займа (гарантийные письма, договоры, состав и стоимость залога, выписка из законодательных и нормативных документов, другие материалы)подтверждающие направленность, значимость (масштабность) и эффективность проекта (решения, программы, планы, акты, письма, отзывы и др.